Актуальные вопросы преподавания предмета Музыка ФОП в 2023-2024 учебном году
25 апреля 2023 года
Выступление Дегтяревой Е. В. учителя музыки ГБОУ школы №477 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга
«Реализация требований ФГОС учебного курса «Музыка» в 5-7 классах основной ступени общего образования. Усиление гражданско-патриотической и духовно-нравственной компоненты урока музыки».
- Методическое сопровождение перехода на ФГОС 2021 года: сайт Просвещение. Раздел Тематические вебинары, сайт Единое содержание общего образования.
- Нормативные документы, используемые при составлении рабочих программ по музыке
- Основные положения, указанные в примерных программах по курсу Музыка для начальной ступени общего образования и для основной ступени общего образования.
- Допустимость самостоятельного определения последовательности модулей и расчасовки для освоения учащимися модулей курсов предметной области Искусство.
- Усиление роли следующих направлений образовательной деятельности при реализации новых ФГОС:
- Использование воспитательного потенциала каждого урока
- Использование элементов электронной образовательной среды
- Дидактические единицы – планируемые результаты, УУД, рабочая программа, тематическое планирование
- Широкая интеграция знаний различных предметов.
- Содержание музыкального образования состоит из 4 пластов.
- Примерная программа начального общего образования содержит 8 модулей. УМК. По новым ФГОС введены новые темы
- Примерная программа основного общего образования содержит 9 модулей. Исключен модуль музыкальная грамота. Усилен региональный и национальный компонент. Образы духовной музыки. Введено понятие жанр.
Новые темы включены в каждом классе. В линейку предметной области Искусство входит учебник Искусство 8-9 классы, по заказу министерства Просвещения. Возможно использование для подготовки к олимпиаде по МХК, учебник по выбору образовательной организации.
- Содержание учебников по музыке для 5-8 классов.
- Внедрение ФГОС 2021:
- Учебники разработаны согласно модульному принципу содержания программы.
- В каждой теме выделен доминантный (основной) модуль.
- Региональный компонент содержания учебников допускает дополнять темы национальным музыкальным материалом данного региона.
- Освоение содержания музыкальных произведений.
Методы: чтение фрагментов литературных произведений, слушание произведений, интонационно-образный анализ, поиск ответов на проблемные вопросы, выполнение заданий в творческой тетради, исполнение полюбившихся песен, работа с ассоциативным рядом, выявление средств выразительности музыки и ИЗО, освоение идеи диалога культур.
- Новые темы в учебниках 5-6 классов. В 7-8 классах.
- Актуальна проектная творческая деятельность.
- Усиливается роль следующих направлений образовательной деятельности по новым ФГОС:
- Использование воспитательного потенциала каждого урока
- Широкая интеграция компетенций различных предметов.
Воспитание гражданско-патриотического чувства представлено следующими темами.
Усиление духовно-нравственной компоненты на уроках музыки. Такие темы включены в программу каждого класса. На уроках происходит знакомство с музыкальной национальной религиозной традицией.
В программе с 1-4 класса выделен специальный раздел «О России петь, что стремится в храм». В 5-8 классах религиозная музыка не выделена в специальный раздел, но контрапунктом проходит при изучении мировых шедевров русской и европейской классики.