Районный семинар «Вместе: от планирования до самоанализа» (Руденко Е.Б.)

Актуальные вопросы преподавания предмета Музыка ФОП в 2023-2024 учебном году

 25 апреля 2023 года

Выступление Руденко Елены Борисовны, учителя музыки высшей квалификационной категории ГБОУ школы  №477 Пушкинского района Санкт-Петербурга  «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ предмета «МУЗЫКА» В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС НОО»

С 01.09.2021 г. осуществлен переход на новые ФГОС.

Регламентирующими документами по осуществлению перехода на новые ФГОС ОО являются:

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован  05.07.2021 № 64100).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован  05.07.2021 № 64101).
  • Примерные рабочие образовательные программы НОО и ООО по музыке разработаны специалистами Института стратегии развития  образования РАО (ИСРО РАО).
  • Примерные рабочие программы НОО и ООО одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему  образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс  включительно.

Напомню, что обновление стандартов коснулось:

  • конкретизации требований к предметным результатам,
  • изменения объема нагрузки,
  • закрепления вариативности содержания программ,
  • конкретизации критериев УУД (познавательный, коммуникативных, регулятивных) и достижения личностных результатов,
  • введения новых требований к рабочим программам,
  • расширения требований к материально-технической базе и др.

ФГОС включает в себя требования к результатам освоения программ НОО

Предметные: конкретные учебные предметы (учебные модули), ориентированы на успешное обучение НОО (ФГОС пункт 43)

Метапредметные: овладение УУ познавательными действиями (базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией. (Пункт 42.)

Личностные: гражданско – патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценности научного познания (Пункт 41)

Новыми ФГОС предусмотрено утверждение единых примерных программ для каждого предмета на соответствующих утвержденному учебному плану уровнях общего образования. Разработка авторских рабочих программ к учебникам, входящим в Федеральный перечень, теперь не предусмотрена.

В отношении предмета «Музыка» на уровне НОО указывается, что по итогам освоения учебной программы обучающиеся должны демонстрировать:

  • знание основных жанров народной и профессиональной музыки;
  • знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов;
  • умение  различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и  оркестра;
  • умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и  зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества,  произведения современных композиторов;
  • умение исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения.

Достижение указанных результатов осуществляется посредством вариативной реализации содержания музыкального образования, объективно представленного в музыкальной культуре четырьмя пластами: фольклором, музыкой религиозной традиции, шедеврами русской и зарубежной классики и современной (академической и популярной) музыкой.

Основное содержание предмета «Музыка», раскрытое в примерных программах, систематизировано по модульному принципу, который является одним из основных требований при разработке учителем собственной рабочей программы. Так, в начальной школе оно представлено 8-ю модулями (сквозными тематическими линиями), обеспечивающими преемственность и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство»:

  • Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
  • Модуль № 2 «Народная музыка России»
  • Модуль № 3 «Музыка народов мира»
  •  Модуль № 4 «Духовная музыка»
  • Модуль № 5 «Классическая музыка»
  • Модуль № 6 «Современная музыкальная культура» 
  • Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
  • Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3-6 часов учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например, А, В, Б, Г) и перераспределение количества учебных часов между блоками.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Mодуль № 1 «Музыкальная грамота»

Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.

Mодуль № 2 «Народная музыка России»

Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны.

Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.

Mодуль № 3 «Музыка народов мира»

Является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других на- родов нет непереходимых границ»  — тезис, выдвинутый Д.Б.Кабалевским во второй половине ХХ  века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России. Не менее важным фактором является принципиальная многомерность со- временной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства  — наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.

Mодуль № 4 «Духовная музыка»

Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями  — музыкой народной, духовной и светской.

В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства (варианты № 1, 3). Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в  рамках изучения других модулей (вариант №  2)

Mодуль № 5 «Классическая музыка»

Данный модуль является одним из важнейших.

Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.

Mодуль № 6 «Современная музыкальная культура»

Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и  т.  д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в  начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.

Mодуль № 7 «Музыка театра и кино»

Модуль тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.

Mодуль № 8 «Музыка в жизни человека»

Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля  — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.

Реализация требований ФГОС 2021 г. осуществляется в учебно-методических  комплектах «Музыка» издательства «Просвещение». Он включает: учебник, рабочая тетрадь для учащихся;  программа, хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала,  методическое пособие для учителя.

В новой версии учебников каждая тема урока «привязывается» к одному или нескольким модулям (сквозным тематическим линиям). В новых учебниках рекомендуемые модули выделены цветовыми обозначениями в верхнем поле

  • Даны цветовые обозначения 8 модулей.
  • Обновлён иллюстративный ряд.

Добавлены новые учебные темы!

Ключевые изменения в учебниках 1 – 4 классов

1 класс. Добавлены новые учебные темы:

  •  «Играем? Играем!»,
  • «Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского»,
  • «Мелодии  планеты»,
  •  «Народная память»,
  • «Звуки театра»,
  • «Детский музыкальный театр»,
  • «Волшебный экран».

Во 2 классе тематических изменений не предусмотрено, но добавятся новый иллюстративный материал  и творческие задания.

3 класс. Добавлены новые учебные темы:

  • «Музыкальные фильмы»,
  • «Балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского».

4 класс. Добавлены новые учебные темы:

  •  «Край, в котором ты живёшь»,
  •  «Музыкальный фильм».

Обратите внимание – на обложке учебника каждого класса даны ключевые термины, заложенные в логику освоения  программы.

Поскольку учитель музыки вправе самостоятельно определять последовательность и объем изучаемых модулей, он сможет включить в содержание предмета ряд собственных тем, в том числе способствующих изучению региональной музыкальной культуры.

На портале Единого содержания общего образования https://edsoo.ru размещены методические материалы, рабочие программы, нормативные документы, методические видео-уроки, а также анонсы просветительских мероприятий и конструктор рабочих программ по учебным предметам.

Методическая поддержка

  1.  Семинар «Обновление содержания общего образования» для участников апробации Примерных рабочих программ НОО и ООО по предмету «Музыка», 16 мая 2022 года
    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» https://youtu.be/38xtLHvWm8c
  2. Вебинар «Реализация требований ФГОС 2021 г. в учебно-методических комплектах «Музыка» 1-8 кл.», автор – Сергеева Галина Петровна, 7 июня 2022 г.
    https://uchitel.club/events/realizaciyatrebovaniifgos-2021-gvucebnometodiceskixkomplektaxmuzyka-1-8-kl/
  3. Вебинар «Анализируем ФПУ 2022. Учебный предмет «Музыка», «Изобразительное искусство», 8 декабря 2022
    https://uchitel.club/events/analiziruemfpu-2022-ucebnyipredmetmuzykaizobrazitelnoeiskusstvo
  1. Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/