2. Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников

В ходе проведения диагностических работ тестируются оценочные средства и подходы к новой модели оценки компетенций учителей, которая должна стать альтернативой существующей системы аттестации педагогов.

ОМК – оценка методических компетенций учителей

Учителя-кандидаты в региональный методический актив – учителя-предметники с высоким уровнем методической компетенции, претендующие на зачисление в экспертное сообщество.

ОПиМК – оценка предметных и методических компетенций учителей.

Учителя-слушатели курсов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Школа современного учителя»

Апробация моделей оценки компетенций учителей начальных классов и руководителей образовательных организаций (директоров и заместителей директоров школ 2020)

Рособрнадзор в 2020 году провел апробацию моделей оценки компетенций учителей начальных классов и руководителей образовательных организаций (директоров и заместителей директоров школ). Результаты этой апробации были обсуждены в ходе экспертного вебинара, организованного Рособрнадзором.

Данное исследование продолжает серию апробаций моделей оценки школьных учителей, которую Рособрнадзор проводил в 2017-2019 годах по различным предметным областям. В ходе них тестируются оценочные средства и подходы к новой модели оценки компетенций учителей, которая должна стать альтернативой существующей системы аттестации педагогов.

«В исследовании 2020 года приняли участие 5764 учителей начальных классов и 3598 руководителей образовательных организаций из 70 субъектов РФ. Оценка компетенций педагогов начальных классов проводилась впервые, директоров школ и их заместителей – второй год подряд. Также в рамках исследования был проведен анализ региональных практик использования результатов оценки компетенций учителей. Диагностическая работа для учителей начальных классов состояла из 12 заданий на оценку предметных компетенций (по предметам «Математика», «Русский язык» и «Окружающий мир») и восьми заданий на оценку методических компетенций.

Диагностическая работа для руководителей включала в себя задания на оценку управленческих компетенций (управление кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией) и оценку управленческого потенциала, например, системности мышления, качества и скорости обработки информации.

Подавляющее большинство учителей и руководителей успешно справились с диагностической работой. При этом те из них, кто живет и работает в городах, показали несколько более высокие результаты, чем их коллеги из сельских школ.

Каждый из участников апробации выступал одновременно и как эксперт, высказавший свое мнение о предложенных для оценки диагностических материалах.

Также в рамках исследования проводилось анкетирование, в ходе которого учителя и руководители отвечали на вопросы о своем возрасте, стаже работы, образовании, квалификационной категории, подходах и технологиях, которые они используют в работе, формах повышения профессионального мастерства, использовании в работе информационно-коммуникационных технологий.

Так, в соответствии с данными анкетирования, информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности используют около 92% учителей начальных классов и 93% руководителей образовательных организаций. Около 84% учителей начальных классов используют социальные сети для коммуникации с обучающимися, их родителями и коллегами. Среди разных форм повышения профессионального мастерства наиболее популярным у учителей оказалось посещение открытых уроков и мастер-классов своих коллег. Освоение специальных программ повышения квалификации заняло второе место по популярности среди опрошенных педагогов и первое место у руководителей.

По результатам проведенного исследования будут подготовлены аналитические отчеты по каждому субъекту РФ и по России в целом. Выполнение диагностической работы осуществлялось диперсонифицированно. С результатами конкретного учителя может ознакомиться только он сам по своей личной просьбе.

Результаты исследования будут использоваться для разработки программ повышения квалификации учителей. На основе данных апробации будут сформулированы конкретные рекомендации, которые регионы и смогут использоваться для формирования программ повышения квалификации на следующий год.

Учителя начальных классов 7
Заместитель директора по УВР 7
Директор 1
Общее количество 15

Апробация модели оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления воспитательной деятельности (далее – Модель)

Нормативная база

  • Письмо Рособрнадзора от 14.09.2021 №04-342 “О проведении в 2021 году апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций”.
  • Поручение отдела образования АПР СПб от 05.10.21 №381/21.
  • Приказ ГБУ ИМЦ Пушкинского района от 06.10.2021 №153 “об организации апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций Пушкинского района Санкт-Петербурга” Документ подписан цифровой подписью 2021.10.06. Директор ГБУ ИМЦ Пушкинского района СПб Серова Л.Г. .
  • Спецификация диагностической работы для проведения оценки компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности работниками образовательных организаций
    (для учителей литературы – классных руководителей).
  • Спецификация диагностической работы для проведения оценки компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности работниками образовательных организаций
    (для учителей обществознания – классных руководителей).
  • Спецификация диагностической работы для проведения оценки компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности работниками образовательных организаций (для учителей истории – классных руководителей).
  • Спецификация диагностической работы для проведения оценки компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности работниками образовательных организаций (для учителей биологии – классных руководителей).
  • Федеральный проект «Организация и проведение мероприятий по оценке компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования».
  • Аналитический отчет по результатам обобщения и анализа результатов апробации модели.
  • Письмо КО СПб от 25.03.2022 №03-13-21/22-0-1 “О выражении благодарности сотрудникам образовательных учреждений Санкт-Петербурга за участие в апробации модели оценки компетенций педагогических работников, проведенной в октябре 2021 года”.
  • Инструкция для участника апробации, зачитываемая организатором в пункте проведения апробации перед началом диагностической работы.

Мероприятие направлено на апробацию подходов и инструментария, позволяющих проводить:

  • оценку компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности учителями-предметниками в учебной и внеурочное деятельности;
  • оценку компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности классными руководителями;
  • диагностику профессиональных дефицитов в области воспитательной деятельности у учителей-предметников и классные руководителей.
  • Участниками апробации Модели являются учителя общеобразовательных организаций по учебным предметам: «История», «Обществознание», «Литература», «Биология», а также выполняющие функционал классного руководителя
Литература 4
Обществознание 2
История 2
Биология 4
Общее количество 12

Апробация модели оценки ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций

Нормативная база

  • Письмо КО СПб от 31.01.2022  № 03-18-14/22-0-1 “О проведении в 2022 году апробации модели оценки ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций”.
  • Письмо ГБУ ДПО “СПбЦОКОиИТ” №50 от 01.02.2022 “Поручение директорам ИМЦ районов”.
  • Приказ ГБУ ИМЦ Пушкинского района №28 от 07.02.2022 “Об организации апробации модели оценки ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций Пушкинского района Санкт-Петербурга”.
  • Модель оценки ИКТ-компетенций работников общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования

Согласно профессиональному стандарту, педагог должен уметь успешно действовать на основе практического опыта умения и знаний при решении профессиональных задач. Для обеспечения продуктивности образовательного процесса педагог должен обладать компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции), которые предполагают квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач.

Цель проекта

Разработка и апробация подходов и инструментария для оценки ИКТ-компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Биология 2
Информатика 3
История 2
Математика 2
Общее количество 9

Оценка предметных и методических компетенций учителей

Нормативная база

  • Письмо КО СПб от 13.09.21 № 03-28-7935/21-0-0 “Оценка компетенций методистов”.
  • Письмо КО СПб от 24.02.2022 № 03-12-165_22-0-2.
  • Письмо отдела образования АПР СПб от 05.04.2022 №152/22 Поручение.
  • Приказ ГБУ ИМЦ от 4.04.2022 №73 «Об организации проведения тестирования с целью оценки профессиональной компетенции учителей» Документ подписан цифровой подписью 2022.04.06. Директор ГБУ ИМЦ Пушкинского района СПб Серова Л.Г. .
  • Регламент проведения оценки методических компетенций учителей и оценки предметных и методических компетенций учителей.
  • Демоверсии – сентябрь.
  • Спецификации – сентябрь
  • Сводня таблица Пушкинского района

Цели проведения оценки предметных и методических компетенций учителей – развитие и совершенствование Единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; формирование методических активов

Задачи проведения оценки предметных и методических компетенций учителей:

  • решение задач по формированию индивидуальных образовательных маршрутов слушателей курсов повышения квалификации после окончания обучения на курсах;
  • решение задач по организации методического сопровождения педагогических работников в целях обеспечения их непрерывного профессионального развития.

Первый этап диагностики (апрель)

Методический актив ИКУ (ШСУ)
Русский язык 2 2
Математика 2 2
Физика 1 1
Химия 1 1
Биология 1 2
Литература 2 2
История 2 2
Обществознание 1 1
География 1 1
Информатика 1 0
Общее количество 14 14

Второй этап диагностики (август-сентябрь)

Методический актив ИКУ (ШСУ)
Информатика 4
Начальная школа 5 20
Технология 1 1
Английский язык 5 10
Немецкий язык 1 1
Французский язык 1 1
Общее количество 13 37

База педагогов  Пушкинского района

   Заполнить форму