Неделя детской книги – 2025 в школе № 477
К Неделе детской книги (НДК) в библиотеке школы № 477 Пушкинского района была подготовлена книжно-иллюстративная выставка, посвященная творчеству Г.Х. Андерсена с игровой составляющей. Были представлены фотографии памятников героям произведений Г.Х. Андерсена, поставленных в его родном городе Оденсе. Дети должны были угадать какой сказке посвящена композиция. Самой сложной оказалась вот эта. Наряду с книгами хотелось показать детям особенности скандинавской монументальной скульптуры.
События НДК в школе начались 20 марта, когда состоялся экспериментальный литературный праздник, посвященный сказкам А. С. Пушкина в 3а классе (педагог — И. Б. Зорина).
Для 4 В класса была проведена беседа о традиции отмечать День детской книги с 1943 г. Речь шла о том, как писатели хотели скрасить для детей военные будни. Затем, о том, как важно взращивать в себе чувство юмора и обзор веселых книг петербургских детских писателей XXI века: Ирины (Борисовны) Даниловой, Евгении Русиновой, Бориса Алмазова и Леонида Каминского. В том же ключе 25 марта эта беседа повторилась для детей 4 А класса.
В течение нескольких дней посетители библиотеки на переменах играли в игру «Я редактор!». Каждый желающий получал листочек с тремя несуразными фразами из школьных сочинений и должен был их исправить, иногда сократить. В основном эти фразы были взяты из книги писателя и художника Леонида Каминского – учителя смеха, которые он собирал, работая в журнале «Костер». И. конечно, предварял игру разговор о роли редактора и корректора в книгоиздании.
2 апреля в гостях у наших детей была петербургская писательница Ирина Борисовна Данилова. Всем так понравилось общение с ней, что дети стали спрашивать, может ли к нам еще приехать один писатель. И мы решили продолжить Неделю детской книги, и я ждем в гости Марию Руслановы Якунину
Косогор О.Н., заведующий библиотекой ГБОУ школа № 477
Литературный праздник
В рамках Недели детской книги мы попытались поэкспериментировать с форматами школьных событий, соединив не очень соединяемые вещи.
Поставили себе задачу провести урок как праздник или литературный праздник на уроке для ребят 3 класса. Поскольку нам кажется важным напоминать детям, что они царскоселы и способствовать образованию прочной культурной связи с творчеством А. С. Пушкина, темой праздника стали сказки А.С. Пушкина. Для детей был объявлен конкурс рисунков по сказкам, и выставка этих рисунков стала фоном события. Вначале ети почитали отрывки из сказок, а затем им был предложен кроссворд. Вся творческая работа проходила в парах. Для создания кроссворда воспользовались сервисом CrossMaker. Любим его за простоту и удобство.
Затем дети собирали пазлы, составляя иллюстрации знаменитых художников к сказкам А. С. Пушкина (Ивана Билибина, Владимира Конашевича, палехских мастеров, Бориса Зворыкина участвовавшего в оформлении Феодоровского Государева собора в Царском Селе). Надеемся, что после работы с изображениями, рассмотрения у кого получилось самое аккуратное, зрительные образы останутся в памяти детей надолго.
Литературная творческая часть представляла собой знакомство с основами методики создания синквейна – пятистрочного стиха, который пишется по определённым правилам. Предполагается анализ информации и выражение ее в краткой эмоциональной форме. В качестве примера было взято слово «Весна» и показано как конструируются элементы стиха, а затем дети сделали каждый свой синквейн на тему «Сказка».
В заключении обратились к рисункам детей и закрытым голосованием (до голосования авторство не указывалось), дети определили рисунки, заслуживающие приза зрительских симпатий.
И детям, и организаторам понравилось сочетание познавательной и творческой составляющих этого неординарного урока.
Зорина. Е.Б. учитель 3 А класса ГБОУ школа № 477
Косогор, О.Н, заведующий библиотекой ГБОУ школа № 477О
Встреча с писателем
Во время Недели детской книги в гостях у учащихся школы № 477 Пушкинского района была петербургская писательница Ирина Борисовна Данилова.

Ирина Борисовна – автор 12 книг для детей и одной для подростков – «Платформа.0». Почему из множества современных петербургских современных писателей приглашена именно она?
Мы познакомились на вручении Литературной премии им. Н. Носова, учрежденной Союзом писателей Санкт-Петербурга и Детской библиотекой имени Н. Носова Невской ЦБС. Наша ученица Мария Сергеева написала рассказ и заняла первое место в юношеской номинации. А Ирина Борисовна стала победительницей во взрослой номинации. Мы увидели, какой она обаятельный человек, а приехав домой нашли и прочитали ее книги. И поняли, что в ее случае все конкурсные победы были заслуженными. Ирина Борисовна стала лауреатом Премии им. С. Маршака 2023 за книгу «Платформа 0», Аксаковской премии по литературе 2021 за книгу «Это не Тритон», Премии Н. Носова 2023 за книгу «Одуванечка, или Чудо ботаники», международной премии им. Дж. Р. Киплинга (Германия), дважды призёром Корнейчуковской премии, победителем конкурсов «Новые имена», «Хрустальный родник», «Русский Гофман».
В течение месяца дети активно читали книги Ирины Борисовны. Когда дети возвращали книги я спрашивала их о впечатлениях и о том, хочется ли спросить что-то у автора. И одна девочка, широко раскрыв глаза. Спросила: «А что, она еще жива?». В голове щелкнуло, надо чаще делать такие встречи, раз дети думают, что все писатели уже умерли.
Эта встреча доставила большую радость и детям, и взрослым. Во-первых, потому что Ирина Борисовна сама учитель и чувствует детскую аудиторию и чувствует время (уложились в 45 минут).
Во-вторых, потому что ей удается строить диалог, вызывая активность детей. Из пятидесяти присутствовавших третьеклассников, каждый задал вопрос или высказал какое-то суждение.
О чем шел разговор? О том, что рассказанная в книге история может помочь понять себя. Обратить внимание на что-то важное, что пролетало раньше, не задевая. И что люди меняются. И бывает так, что от ненависти до понимания другого может быть всего один шаг. Ирина Борисовна рассказывала не только о своем, писательском, но и о художниках, которые сделали ее книги яркими и объемными.
Дети увидели разницу межу иллюстрациями, представляющими действо глазами автора и глазами героя повествования.
Представленные книги были и умными, и веселыми. Ирина Борисовна – человек с чудесным чувством юмора и замечательно читает свои рассказы.
С ребятами шестого класса разговор был иной. Книга «Платформа,0» – это совсем не традиционная назидательная литература в советском духе. При всей сложности событий в жизни главного героя, в повествовании много веселого. При этом герой размышляет и о качестве юмора: добрый, злой, никакой. Почему глупость казалась смешной? Взросление героя идет и по этой ниточке. В книге он встречается со многими сложными ситуациями взрослой жизни: уход из семьи отца и необходимое взаимодействие с кандидатами на его место. Болезнь и смерть матери близкого друга заставляет его переживать о том, что не знает как поддержать друга, какие слова и дела не будут фальшивыми и не принесут новой боли. Паренька занимают очень важные размышления о том, как выразить сочувствие. А это и взрослым-то трудно делать деликатно.
В книге присутствует сложная тема столкновения с военным опытом страны героя, который «проржал» все уроки истории и не любит историю Санкт-Петербурга. В книге есть динамика. Читатель наблюдает как герою приходится, взрослея, редактировать свои оценки людей и событий.
Показательно, что после встречи с автором, снова взять эту книгу пришли ребята, которым с первого раза она «не зашла».
Среди шестиклассников собралось много пишущих детей. И получилась раздача полезных советов от старшего товарища. Что делать, если не знаешь, с чего начать? Особый разговор был о неудачах пишущего, о пользе ведения дневника, даже, если не относишь себя к отряду пишущих, чтобы понять себя, обдумать то, что задело, обидело, удивило. И о том, как справляться с общим непониманием, неприятием ровесников и взрослых. Ну и про то, что «упорство и труд все перетрут».
На следующий день шестиклассники забежали в библиотеку сказать, что «все было круто», и что им понравилось в нашей гостье. Во-первых, что не «зазвездилась». Разговаривала не как «Большой белый учитель». Во-вторых, убедила, что не страшно, когда неудачи. Даже, если из 10 попыток удачна только одна, все равно нужно пытаться и не сдаваться.
Было полезное и радостное общение с умным веселым человеком. Праздник состоялся.
Коогор О.Н., заведующий библиотекой ГБОУ школа № 477
