В ходе проведения диагностических работ тестируются оценочные средства и подходы к новой модели оценки компетенций учителей, которая должна стать альтернативой существующей системы аттестации педагогов.
ОМК – оценка методических компетенций учителей
Учителя-кандидаты в региональный методический актив – учителя-предметники с высоким уровнем методической компетенции, претендующие на зачисление в экспертное сообщество.
ОПиМК – оценка предметных и методических компетенций учителей.
Учителя-слушатели курсов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Школа современного учителя»
Рособрнадзор в 2020 году провел апробацию моделей оценки компетенций учителей начальных классов и руководителей образовательных организаций (директоров и заместителей директоров школ). Результаты этой апробации были обсуждены в ходе экспертного вебинара, организованного Рособрнадзором. Данное исследование продолжает серию апробаций моделей оценки школьных учителей, которую Рособрнадзор проводил в 2017-2019 годах по различным предметным областям. В ходе них тестируются оценочные средства и подходы к новой модели оценки компетенций учителей, которая должна стать альтернативой существующей системы аттестации педагогов. «В исследовании 2020 года приняли участие 5764 учителей начальных классов и 3598 руководителей образовательных организаций из 70 субъектов РФ. Оценка компетенций педагогов начальных классов проводилась впервые, директоров школ и их заместителей – второй год подряд. Также в рамках исследования был проведен анализ региональных практик использования результатов оценки компетенций учителей. Диагностическая работа для учителей начальных классов состояла из 12 заданий на оценку предметных компетенций (по предметам «Математика», «Русский язык» и «Окружающий мир») и восьми заданий на оценку методических компетенций. Диагностическая работа для руководителей включала в себя задания на оценку управленческих компетенций (управление кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией) и оценку управленческого потенциала, например, системности мышления, качества и скорости обработки информации. Подавляющее большинство учителей и руководителей успешно справились с диагностической работой. При этом те из них, кто живет и работает в городах, показали несколько более высокие результаты, чем их коллеги из сельских школ. Каждый из участников апробации выступал одновременно и как эксперт, высказавший свое мнение о предложенных для оценки диагностических материалах. Также в рамках исследования проводилось анкетирование, в ходе которого учителя и руководители отвечали на вопросы о своем возрасте, стаже работы, образовании, квалификационной категории, подходах и технологиях, которые они используют в работе, формах повышения профессионального мастерства, использовании в работе информационно-коммуникационных технологий. Так, в соответствии с данными анкетирования, информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности используют около 92% учителей начальных классов и 93% руководителей образовательных организаций. Около 84% учителей начальных классов используют социальные сети для коммуникации с обучающимися, их родителями и коллегами. Среди разных форм повышения профессионального мастерства наиболее популярным у учителей оказалось посещение открытых уроков и мастер-классов своих коллег. Освоение специальных программ повышения квалификации заняло второе место по популярности среди опрошенных педагогов и первое место у руководителей. По результатам проведенного исследования будут подготовлены аналитические отчеты по каждому субъекту РФ и по России в целом. Выполнение диагностической работы осуществлялось диперсонифицированно. С результатами конкретного учителя может ознакомиться только он сам по своей личной просьбе. Результаты исследования будут использоваться для разработки программ повышения квалификации учителей. На основе данных апробации будут сформулированы конкретные рекомендации, которые регионы и смогут использоваться для формирования программ повышения квалификации на следующий год.
Учителя начальных классов
7
Заместитель директора по УВР
7
Директор
1
Общее количество
15
Мероприятие направлено на апробацию подходов и инструментария, позволяющих проводить:Нормативная база
(для учителей литературы – классных руководителей).
(для учителей обществознания – классных руководителей).
Литература
4
Обществознание
2
История
2
Биология
4
Общее количество
12
Согласно профессиональному стандарту, педагог должен уметь успешно действовать на основе практического опыта умения и знаний при решении профессиональных задач. Для обеспечения продуктивности образовательного процесса педагог должен обладать компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции), которые предполагают квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач. Цель проекта Разработка и апробация подходов и инструментария для оценки ИКТ-компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.Нормативная база
Биология
2
Информатика
3
История
2
Математика
2
Общее количество
9
Цели проведения оценки предметных и методических компетенций учителей – развитие и совершенствование Единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; формирование методических активов Задачи проведения оценки предметных и методических компетенций учителей: Первый этап диагностики (апрель) Второй этап диагностики (август-сентябрь)Нормативная база
Методический актив
ИКУ (ШСУ)
Русский язык
2
2
Математика
2
2
Физика
1
1
Химия
1
1
Биология
1
2
Литература
2
2
История
2
2
Обществознание
1
1
География
1
1
Информатика
1
0
Общее количество
14
14
Методический актив
ИКУ (ШСУ)
Информатика
4
Начальная школа
5
20
Технология
1
1
Английский язык
5
10
Немецкий язык
1
1
Французский язык
1
1
Общее количество
13
37
База педагогов Пушкинского района